26 сентября 1983 году на орбиту должен был стартовать очередной пилотируемый космический корабль. Но старт не состоялся из-за аварии ракеты-носителя. Космонавты впервые были спасены с помощью системы аварийного спасения (САС).
40 лет назад в 22:37:51, по московскому времени с космодрома Байконур должен был стартовать пилотируемый космический корабль 11Ф732 № 16Л, который после выведения на орбиту получил бы название «Союз Т-10». В состав его экипажа входили: командир Владимир Георгиевич Титов и бортинженер Геннадий Михайлович Стрекалов. Они должны были лететь на орбитальную станцию «Салют-7» в качестве очередной основной экспедиции и сменить на ее борту космонавтов В.А. Ляхова и А.П. Александрова.
Однако примерно за одну минуту до старта возник пожар в хвостовой части ракеты-носителя «Союз-У» (11А511У). Жизни космонавтов угрожала смертельная опасность, счет шел на секунды. Благодаря самообладанию и четким действиям стартового расчета и руководителей пуска трагедии удалось избежать. Находившиеся на командном пункте командир боевого расчета («стреляющий») генерал-майор А.А. Шумилин и технический руководитель пуска, заместитель генерального директора Центрального специального конструкторского бюро (ЦСКБ, изготовитель ракеты-носителя) А.М. Солдатенков, не растерявшись в этой критической ситуации, своевременно выдали команду (пароль «Днестр») на включение системы аварийного спасения (САС). Она буквально из огня вынесла корабль с космонавтами и увела его от объятой пламенем ракеты.
Всего лишь через две секунды после этого раздался мощнейший взрыв, ракета провалилась в газоотводный желоб и горела там несколько часов. Пожар был потушен лишь к утру. Взрывом и пожаром была значительно повреждена гагаринская стартовая площадка № 1, откуда в 1961 г. стартовал корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным. Эту стартовую площадку потом восстанавливали в течение полутора лет.
САС расположена на вершине ракеты и внешне выглядит как шпиль-башенка. Она была создана для корабля «Союз» еще в 1960-е годы именно с целью спасения экипажа на случай аварии ракеты-носителя на стартовой позиции, либо на начальном участке полета. 26 сентября 1983 г. САС в реальной аварийной ситуации спасла жизни двух космонавтов. Это был первый в мире случай спасения космического экипажа с помощью бортовой САС.
Из воспоминаний Г.М. Стрекалова:
«До старта оставалось совсем немного. Уже прошла команда «ключ на старт», работала автоматика, и за 60 секунд до команды «подъем» – отрыв ракеты от стартового стола – и случилась авария. Сразу после команды «наддув» вдруг пошла мощная вибрация ракеты. Володя спросил: «Михалыч, раньше такое бывало?». Я ответил: «Нет, никогда». – и собрался доложить об этом по связи, но тут вибрация резко прекратилась. Пауза была примерно четыре секунды. Потом такая пошла тряска, мы только с Володей переглянулись и сразу поняли, что сейчас что-то случится. Инстинктивно сжались в креслах и сразу – бах! Сработала САС, за 48 секунд до расчетного времени старта ракеты...»
По команде САС прошло аварийное разделение головного обтекателя и корабля по аварийному стыку. САС подхватила бытовой отсек и спускаемый аппарат корабля, в котором находились космонавты, и за несколько секунд подбросила их на высоту более одного километра с уводом в сторону от стартового стола. При этом космонавты подверглись 14-кратной перегрузке. Далее автоматически произошло отделение САС и головного обтекателя, разделение бытового отсека и спускаемого аппарата, ввод парашюта. Все это происходило очень быстро. Приземлились космонавты через несколько минут в 4,5 километрах от горящего старта.
Рассказ бортинженера дополняют воспоминания командира экипажа В.Г. Титова: «Когда сработала САС, мы все время говорили, что происходит. Наши доклады записывались на бортовой магнитофон. Сейчас эта запись, по-видимому, хранится в РКК «Энергия». Мы сообщали, как ведет себя корабль. Двигатели САС отработали четыре секунды, подкинув нас примерно на 1,2–1,5 км. Затем спускаемый аппарат вывалился из головного обтекателя – и сработала парашютная система. Так как был ветер, то нас отнесло от стартовой позиции примерно на 4 км. Мы приземлились на днище, нас не перевернуло, и в левый иллюминатор, где сидел Гена, мы видели горящий старт. Вы не представляете, какое было огорчение: мы так готовились, так готовились – и тут на тебе... К нам подъехали ребята из поисковой группы. Они постучали по спускаемому аппарату. Мы ответили. Я открыл люк – посыпался песок. Вылез. Спасатели помогли мне спуститься вниз. Потом вылез Стрекалов. Подъехал Юрий Павлович Семенов [зам. генерального конструктора НПО «Энергия»]. Прилетел вертолет, и из него выскочили медики в белых халатах с носилками. Подбежали к нам и давай нас валить на носилки. Я говорю: «Не трогайте нас». Еле отбились от них. У нас все было в порядке, мы не были травмированы. Когда подбежали врачи, мы стояли, разговаривали и курили. Потом сами дошли до вертолета. Хотя, в общем-то, конечно же, у нас был стресс».
Корабль 11Ф732 № 16Л не получил официального названия, и сейчас его обозначают либо как «Союз Т-10-1», либо «Союз Т-10А». Его полет зафиксирован в книге рекордов Гиннесса как самый кратковременный ракетный полет (5 минут 13 секунд), ведь установка САС – это маленькая твердотопливная ракета.
Следует заметить, что аварийный старт, едва не закончившийся катастрофой, не отбил желания вновь полететь в космос ни у Стрекалова, ни у Титова. Скорее, даже наоборот. Оба продолжили подготовку к новым полетам, только уже в разных экипажах. Геннадий Стрекалов в общей сложности выполнил пять космических полетов, а Владимир Титов – четыре.
Ликвидаторы аварии и пожара на стартовой позиции были представлены к государственным наградам. А.А. Шумилину и А.М. Солдатенкову были присвоены звания Героев Социалистического Труда.
В РГАНТД сохранились фотографии членов экипажа несостоявшегося полета.
Текст: С.Х. Шамсутдинов, Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД).
Участники событий и другие указанные лица: